Сачёв Михаил Владимирович Официальный сайт

Филателистическая летопись
освоения полярных широт:
Арктика - Антарктика

В 1820 году, 16 января по старому стилю и 28 января по новому, берегов Антарктиды достигли российские корабли «Восток» и «Мирный». Экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева первой добралась до самого южного материка планеты и обогнула его.

1950. 25 окт. 2 марки серии «130-летие открытия Антарктиды экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева».
1965. 23 окт. Одна из марок серии «Исследование Арктики и Антарктики».
1970. 27 янв. Одна из марок серии «150 лет открытию Антарктиды кругосветной высокоширотной экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева».
1987. 22 дек. Одна из марок блока «Флотоводцы России».

 

В 1913 году, 22 августа (4 сентября), стартовала экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Вилькицкого. Открыта земля Николая II (Северная Земля) и остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) - последние и самые крупные в XX веке открытия суши на Земном шаре. В 1914—1915 годах капитан Вилькицкий совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути - через шесть арктических морей с востока на запад, из Владивостока в Архангельск. Членами экспедиции были проведены гидрографические и гидрометеорологические работы, исследовано и нанесено на карту арктическое побережье Российской империи. 3 (16) сентября 1915 года экспедиция пришла в Архангельск. Пароход «Вайгач» затонул в 1918 году, наскочив на подводную скалу в Енисейском заливе, «Таймыр» оставался в строю почти тридцать лет, в 1938 году он участвовал в снятии с льдины полярной станции «папанинцев».

100 лет открытию архипелага Северная Земля 2013 год почтовая марка

1965. 23 окт. Одна из марок серии «Исследование Арктики и Антарктики».
2013. 4 сент. Почтовый блок «100 лет открытию архипелага Северная земля».

 

В 1915 году, 7 сентября, с острова Диксон была передана первая радиограмма. Именно эта дата считается днем рождения самого северного населенного пункта России. Крайнее расположение привлекает посетителей — Диксон посещает довольно большое количество людей, хотя добраться туда нелегко. Творческие люди написали много песен о Диксоне. В одной из них поселок назван «Столицей Арктики» — сейчас это неофициальное название Диксона.

1965. 23 окт. Одна из марок серии «Исследование Арктики и Антарктики».

 

В 1931 году, 27 июля, около 6 часов вечера в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа) состоялась встреча ледокольного парохода «Малыгин» с дирижаблем «Граф Цеппелин». Капитан «Малыгина» специально дал команду бросить в топки ледокола угля, чтобы  командир дирижабля по клубам чёрного дыма из топок смог сориентироваться на ветер. С дирижабля на ледокол было передано 120 кг почты.

1931. 4 марки серии «Арктический рейс ледокола «Малыгин» для встречи с дирижаблем «Граф Цеппелин».

 

В 1932 году, 1 августа, начался Второй международный полярный год, который продолжался 13 месяцев. Советский Союз стал лидером среди активнейших участников II МПГ, организовав 15 морских экспедиций. Приступили к работе высочайшая в мире гидрометеорологическая и гляциологическая обсерватория на леднике Федченко и самая северная тогда полярная станция на о. Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа. Научные и практические результаты II МПГ бесценны. Были построены первые карты погоды северного полушария, измерены глубины Ледовитого океана, открыты некоторые закономерности возникновения полярных сияний, установлена скорость протекания геомагнитных явлений.

1932. 23 июля – 1933. 2 марки серии «Второй Международный полярный год».

 

В 1934 году, 13 апреля, в водах Чукотского моря была завершена операция по спасению экипажа и участников экспедиции парохода «Челюскин». 10 августа 1933 года пароход «Челюскин», на борту которого находилось более ста пассажиров, вышел из Мурманска и взял курс на восток. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Возглавили экспедицию легендарный исследователь Арктики Отто Шмидт и капитан корабля, полярник Владимир Воронин.  За месяц «Челюскин» преодолел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря, девять десятых поверхности которого оказались покрыты льдом. Полярники вели отчаянную борьбу со стихией, но положение парохода продолжало ухудшаться, и 13 февраля 1934 года он был раздавлен льдами. Члены экспедиции и экипаж во главе с Шмидтом высадились на льдину. Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. Главную роль в спасении полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А. Ляпидевского, С. Леваневского, В.  Молокова, Н. Каманина, М. Слепнёва, М. Водопьянова и И. Доронина. За беспримерное мужество все челюскинцы были награждены орденами, а отличившиеся в спасательной операции лётчики первыми в стране удостоились высокого звания Героя Советского Союза, учреждённого в связи с челюскинской эпопеей.

 

1935. 25 янв. 10 марок серии «Спасение челюскинцев».
1984. 13 апр. 3 марки серии «50 лет героическому походу «Челюскина».

 

В 1937 году, 21 мая, перелетев 20 км за Северный полюс, на лед опустился самолет АНТ-4, пилотируемый Михаилом Водопьяновым. На дрейфующую льдину была высажена героическая четверка под руководством Ивана Папанина - с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, соединенными антенной, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, сооруженными изо льда. 6 июня 1937 года на льдине прошёл митинг, и был поднят флаг СССР. Через 9 месяцев (274 дня) дрейфа на юг льдина, на которой располагался лагерь «папанинцев», превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами. Четверка зимовщиков была снята ледоколами «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля 1938 года в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

1938. 25 фев. 4 марки серии «Советская воздушная экспедиция» по высадке научной дрейфующей станции «СП-1».
1938. июн. 4 марки «Снятие со льдины полярников научной дрейфующей станции «СП-1».

 

Тремя китами, на которые опиралось регулярное арктическое судоходство Советского Союза, были полярные станции, ледокольный флот и авиация. Ежедневная работа летчиков, штурманов и радистов, осуществляющих пассажирские, транспортные и почтовые перевозки в экстремальных условиях, занимающихся снабжением и спасением людей на дрейфующих льдинах, по сей день считается подвигом.

1963. 16 сент. Одна из марок серии «Антарктида – континент мира».

 

В 1937 году, 6 июня, была открыта станция «Северный полюс - 1». Так началась история советских и российских дрейфующих полярных станций, которая продолжается и по сей день. Советской почтой выпущена не одна серия марок, прославляющая советских полярников и утверждающая приоритет СССР в исследовании и освоении Арктики.

1955. 29 нояб. 3 марки серии «Советская научная дрейфующая станция «Северный полюс».
1956. 11 июн. Марка серии «Советская научная дрейфующая станция «Северный полюс».
1958. 26 сент. Почтовый блок «Советская научная дрейфующая станция «Северный полюс».
1962. 21 мая. Почтовый блок «25-летие советской научной дрейфующей станции «Северный полюс».

 

В 1937 году, 23 октября, начался знаменитый дрейф ледокола «Георгий Седов» и пароходов «Садко» и «Малыгин» в Северном Ледовитом океане, во время которого были выполнены важнейшие работы по изучению Арктики. По пути в Архангельск пароходы оказались зажатыми во льдах западнее Новосибирских островов. Три вмерзшие в лед судна образовали целый ледовый город. С наступлением весны часть людей была вывезена на самолетах. Летом 1938 года ледокол «Ермак» пробился к дрейфующим пароходам и вывел изо льдов пароходы «Садко» и «Малыгин». «Георгия Седова», у которого был поврежден руль, невозможно было даже буксировать. 15 человек, во главе с капитаном Константином Бадигиным, остались на ледоколе, превращенном в полярную станцию, и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. За это время был собран уникальный научный материал, проведены ценные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения. Экипаж провел ремонт рулевого устройства и подготовил судно к самостоятельному плаванию. В условиях арктической зимы к «Георгию Седову», находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, пробился ледокол «И. Сталин» и 13 января 1940 года вывел его изо льдов.

1940. Апр. 4 марки серии «Полярный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов».

 

В 1955 году, 18 ноября, Президиум Академии наук СССР утвердил план проведения Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) в 1955—1957 годах. Во время КАЭ было получено представление о природе внутренних районов Восточной Антарктиды, открыто множество географических объектов, составлены первые достоверные географические карты многих районов шестого континента. Но, прежде всего, 13 февраля 1956 года была открыта первая советская обсерватория «Мирный». До 1971 года «Мирный» оставался антарктической «столицей» (потом эта роль перешла к «Молодежной»). В «Мирном» было сооружено 20 основных зданий, специальный магнитный, сейсмический и аэрологический павильоны, геофизическая, геологическая, гравиметрическая и другие лаборатории, а также радиостанция, имеющая прямую связь с Москвой.

1956. 23 окт. Марка серии «Советская антарктическая экспедиция».
1966. 14 фев. Блок марок «10 лет советских исследований».
1981. 5 янв. 3 марки серии «Советские исследования в Антарктике».

 

В 1956 году, 5 января, дизель-электроход «Обь» Мурманского морского пароходства первым из советских судов прибыл к берегам Антарктиды. Эта дата считается началом научных исследований Россией южного материка. «Обь» имела усиленный ледовый класс и была приспособлена для самостоятельного плавания во льдах. С тех пор «Обь» ежегодно совершала экспедиционные рейсы к берегам Антарктиды. Вернувшись из последнего, 19 антарктического рейса, «Обь» передала вымпел флагмана антарктических плаваний вновь построенному для ААНИИ дизель-электроходу «Михаил Сомов».

1963 . 16 сент. Одна из марок серии «Антарктида – континент мира».
1966. 14 февр. Одна из марок серии «10 лет советских исследований».
2006. 26 янв. Одна из марок серии «50-летие отечественных исследований Антарктиды»

 

В 1957 году на станцию Восток был доставлен первый транспортный санно-гусеничный поезд,  который состоял из пяти тягачей АТТ, доставивших на внутриконтинентальную станцию 125 тонн различных грузов: балок,  горючесмазочных материалов, каменного угля, строительных материалов,  продовольствия, научного оборудования. В первые экспедиции в снабжении станции Восток участвовали два поезда: осенний (до станции Комсомольской) и весенний (до станции Восток).

2006. 26 янв. Одна из марок серии «50-летие отечественных исследований Антарктиды»

 

В 1957 году в Москве на Всесоюзной промышленной выставке в павильоне «Атомная энергия», посвященном достижениям ядерной физики, были показаны, в том числе, макеты первого атомного ледокола «Ленин». Ледокол должен был продемонстрировать мощь советского судостроения. Неудивительно, что потом на строящийся атомоход приглашалось множество делегаций - британская, американская, китайская. «Ленин» стал первым в мире надводным судном, использующим ядерную энергию. В свое первое испытательное плавание знаменитый ледокол отправился 15 сентября 1959 года.

1958. 31 дек. – 1959. 7 янв. Одна из марок серии «Всесоюзная промышленная выставка в Москве».

 

В 1957 году, 18 мая, во внутренних районах Антарктиды в 620 километрах от базы «Мирный» была основала станция «Восток-1». Однако 1 декабря объект был закрыт, а оборудование перевезено еще более вглубь континента, на место, которое в итоге и стало известным как станция «Восток» (ее дата рождения – 16 декабря 1957). «Восток» стал самой известной советской и российской антарктической станцией благодаря рекорду низкой температуры, зафиксированному там в 1983 году – минус 89,2 градуса по Цельсию (в декабре 2013 он был побит — на японской станции «Купол Фудзи» температура упала до минус 91,2 градуса). На станции «Восток» проводились и проводятся аэро-метеорологические, геофизические, гляциологические и медицинские исследования, там изучают «озоновые дыры» и свойства материалов в условиях низких температур. И на глубине трех километров именно под этой станцией было обнаружено крупнейшее в Антарктиде подледное озеро, получившее все то же имя – Восток.

1965. 23 окт. Одна из марок серии «Исследование Арктики и Антарктики».

 

В 1957 году, в октябре, через 2 года после начала постройки, первая российская атомная подлодка «Ленинский комсомол» была спущена на воду.  В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев, которые в 1958 году на своей атомной подлодке «USS Nautilus» совершили успешный поход к Северному полюсу. Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Жильцова она всплыла возле Северного полюса - недалеко от него был водружен флаг СССР. На базе моряков-подводников встречал лично Никита Сергеевич Хрущев, который вручил им награды.

1970. 26 июл. Одна из марок серии «Боевые корабли Военно-морского флота СССР».

 

В 1958 году, в мае, в КБ Харьковского завода был создан легендарный антарктический вездеход «Харьковчанка». Новые тягочи были созданы в результате сотрудничества работников завода Харьковского совнархоза с участниками антарктических экспедиций. Эти машины обладали большей проходимостью, чем тягачи прежних типов. В «Мирный» три «Харьковчанки» были завезены во время Четвертой советской антарктической экспедиции (1958 — 1960).

1966. 14 февр. Одна из марок серии «10 лет советских исследований».

 

В 1958 году, в декабре, завершились исследования Антарктики по программе Международного геофизического года, а еще раньше, в феврале 1958 года, в Гааге представители 12 стран собрались на совещание и приняли решение о продолжении исследований в Антарктике в течение по крайней мере пяти лет (непрерывно вплоть до подготовки и проведения Международного года спокойного Солнца (1964 - 1965)). Вступила в силу новая программа – Международного геофизического сотрудничества (МГС). По программе МГС Советский Союз должен был проводить научные работы на Антарктическом континенте в течение 1959 года в обсерватории «Мирный» и на внутриконтинентальной станции «Восток» (Южный геомагнитный полюс), а также создать новую постоянно действующую станцию. Такая станция, которой было присвоено имя «Лазарев», была создана 10 марта 1959 года. В то же время Советский Союз законсервировал станции: «Пионерская» (янв 1959), «Восток-1» (февр 1957), «Комсомольская» (с 1959 превращена в сезонную станцию), «Советская» (янв 1959), «Полюс Недоступности» (дек 1959), станция «Оазис» передана ПНР в декабре 1959.

1959. 15 авг. – 20 окт. Одна из марок серии «Международное геофизическое сотрудничество».
1970. 27 янв. Одна из марок серии «150 лет открытию Антарктиды кругосветной высокоширотной экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева».

 

В 1958 году, в декабре, в ходе Третьей комплексной антарктической экспедиции (1957 – 1959) была создана новая внутриконтинентальная станция «Полюс недоступности». На станции был выполнен кратковременный цикл комплексных наблюдений – и через две недели после открытия самая отдаленная станция Антарктиды вошла в историю. Станция расположена в одноименной точке Антарктиды, наиболее удаленной от побережья континента. Открытие объекта в этом месте стало ответом советских полярников на появление американской базы «Амундсен-Скотт» на Южном полюсе.

1963. 16 сент. Одна из марок серии «Антарктида – континент мира».

 

В 1959 году в строй вошла китобойная база «Советская Украина» — судно, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое в своем классе. Крупнейшая в мире китобаза была способна перерабатывать в сутки 75 китов суммарным весом 4000 тонн. В 1959—1987 годах «Советская Украина» была флагманом советского китобойного флота, последней промысловой флотилией СССР, которая вела добычу китов в Антарктиде.

1963. 16 сент. Одна из марок серии «Антарктида – континент мира».

 

1959 год стал знаменательным для морского флота СССР – в строй вошел атомоход «Ленин», ледокол нового класса с атомной энергетической установкой. Первая арктическая навигация «Ленина» началась 19 августа 1960 года и длилась 3 месяца 10 дней. Ледокол продемонстрировал высокую проходимость и маневренность во льдах, способствовал успешной проводке транспортных судов на ответственных участках трассы Северного морского пути. После - «Ленин» ежегодно участвовал во взламывании ледовых перемычек в Енисейском заливе, пробивал канал через льды Вилькицкого, что позволяло увеличивать продолжительность навигации на несколько недель.

1965. 23 окт. Одна из марок серии «Исследование Арктики и Антарктики».

 

В 1959 году, 1 декабря, в Вашингтоне 12 государств, проводивших исследования на шестом континенте, заключили между собой Договор об Антарктике. Согласно документу, в интересах всего человечества, южнополярная область земного шара должна была использоваться только в мирных целях, а не служить объектом межгосударственных разногласий. Все территориальные споры относительно принадлежности антарктических территорий должны решаться мирным путем с привлечением, в случае необходимости, Международного суда ООН.

Система Договора включает ряд принятых рекомендаций, соглашений, конвенций и других международных правовых документов, уточняющих и дополняющих Договор. Например, «Конвенция по сохранению антарктических морских живых ресурсов (АНТКОМ)» была принята в 1980 году и вступила в действие в 1982 году. Ее задача – предотвращать любые действия, наносящие существенный вред антарктической фауне и представляющие угрозу существующим популяциям. Конвенция создала специальную Комиссию по реализации Конвенции, штаб-квартира которой находится в Хобарте (Австралия).

1971. 21 июн. Марка серии «10 лет Договору об Антарктиде».
1990. 13 июн. Почтовый блок «Научное сотрудничество СССР и Австралии в Антарктиде».
2009. 30 нояб. «Договору об Антарктике 50 лет».

 

В 1975 году, в апреле, на воду спущен Атомный ледокол «Арктика» (в 1982 - 1986 годах носил название «Леонид Брежнев»), который вошел в историю как первый надводный корабль, достигший точки Северного полюса. Закладка судна состоялась 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. В создании ледокола принимали участие более 400 объединений и предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Этот атомный ледокол считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла 5 метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

1977. 15 сент. Почтовый блок «Поход атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу».

 

В 1979 году, 31 мая, отважная семерка высокоширотной полярной научно-спортивной экспедиции газеты «Комсомольская правда» достигла географической точки «Северный полюс». К северной полярной вершине планеты участники этой необычной экспедиции шли 77 дней. Пройдено около 2000 км. Была поставлена дерзновенная цель — совершить первый в истории человечества лыжный переход от берегов евроазиатского материка до Северного полюса. Участники экспедиции доставили на полюс флаг легендарных «папанинцев» — символ неразрывной связи поколений советских покорителей Арктики, верности молодежи славным традициям наших отцов.

1979. 25 дек. Почтовый блок «Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда».

 

В 1985 году, 15 марта, во время обеспечения станции «Русская» «Михаил Сомов» был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. С дрейфующего судна вертолетами Ми-8 на теплоход «Павел Корчагин» было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа. Для спасения «Михаила Сомова» был направлен ледокол «Владивосток». 26 июля 1985 года ледокол околол «Михаила Сомова», и 11 августа оба судна вышли на чистую воду. В дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня.

1986. 10 окт. Марки и почтовый блок серии «Героический дрейф судна «Михаил Сомов» и спасательная экспедиция ледокола «Владивосток».

 

В 1987 году, 8 мая, началась высокоширотная экспедиция атомного ледокола «Сибирь» на Северный полюс. Исполнялся ряд важных задач: пробиться к полярной дрейфующей станции «Северный полюс – 27» и эвакуировать 14 полярников, проживших на льдине почти год; выйти в географическую точку Северного полюса; взять на борт груз и персонал «Северный полюс – 29» и доставить на льдину. Этот беспримерный рейс в высокие широты, вошедший  в историю освоения Арктики, продолжался более 40 суток.

1988. 25 окт. Марка «Высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Сибирь».

 

В 1987 году, 24 октября, в первое плавание вышел «Академик Фёдоров», российское научно-исследовательское судно. С тех пор судно ежегодно участвует в работах Российской Антарктической экспедиции, совершает регулярно экспедиционные рейсы в Арктику. К сентябрю 2012 года «Академик Фёдоров» находился в море 5424 суток (почти 15 лет), выполнил 34 рейса: 25 в Антарктику и 9 — в Арктику, прошёл 941 тыс. морских миль, совершил три кругосветных плавания.

2006. 26 янв. Одна из марок серии «50-летие отечественных исследований Антарктиды».

 

В 1987 году геодезическим способом к северу от советской станции «Восток» 33-ей Советской антарктической экспедицией было обнаружено огромное подледниковое озеро. Озеро, размеры которого были 50 на 250 км., вероятно, оказалось закупорено льдом около полумиллиарда лет назад. Попытки проникновения в глубину антарктического ледникового покрова предпринимались на станции «Восток» еще в 1950-е годы, но конструкции первых термобуров, протаивающих ледяной покров, оказались недолговечными и вмерзали в лед после прохождения пятидесяти метров. С развитием техники теплового бурения глубина скважин на станции «Восток» постепенно увеличивалась: в 1998 году полярникам удалось достичь глубины 3623 метра. Так глубоко в Антарктиде не опускался еще никто. Бурение остановили приблизительно в 130 метрах от поверхности подледникового озера, опасаясь загрязнить уникальную водную экосистему. Для многих стран разработка российскими специалистами столь технологически сложного проекта проникновения в озеро Восток в условиях глубокого кризиса российской науки стала полной неожиданностью.

2003. 8 янв. Почтовый блок «Исследование Антарктиды».

 

В период с 1 марта 2007 года по 1 марта 2009 года проходил «Международный полярный год 2007 - 2008», вызванный необходимостью проведения двух годовых циклов наблюдений в обоих полярных регионах.  Проведение Международного полярного года в 2007 - 2008 годах было приурочено к 125-летию первого Международного полярного года (1882-1883), 75-летию второго МПГ (1932-1933) и к 50-летию третьего (1957-1958), получившего название Международного геофизического года.

Международный полярный год 2007 - 2008Международный полярный год 2007 - 2008

2007. 21 март. 3 марки серии «Международный полярный год 2007 – 2008»
2008. 28 авг. 3 марки серии «Международный полярный год».

 

2 августа 2007 года российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» погрузились на дно океана в районе Северного полюса – впервые в мире. На дне, на глубине 4300 метров, был установлен титановый флаг РФ, а руководитель экспедиции Артур Чилингаров объявил Арктику российской.

Высокоширотная арктическая глубоководная экспедиция

2007. 07 дек. Сцепка из 2х марок с купоном «Высокоширотная арктическая глубоководная экспедиция».

 

СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ

1976. 22 дек. 5 марок серии «Отечественный ледокольный флот»
1977. 20 июл. 7 марок серии «Отечественный ледокольный флот»
1978. 20 дек. 6 марок серии «Отечественный ледокольный флот»
1981. 9 июл. Марка серии «Отечественный ледокольный флот»
1984. 5 сент. Одна из марок Стандартного выпуска.
1991. 22 авг. Марка Стандартного выпуска.
1992. 20 апр. Марка Стандартного выпуска «Освоение Арктики».

 

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПОЛЯРНЫХ ШИРОТ

1961. 30 дек. Марка «100 лет со дня рождения Ф. Нансена».
1972. 13 июл. Марка «100 лет со дня рождения Руаля Амундсена».
1973 . 20 мая. Марка «70 лет со дня рождения Э.Т. Кренкеля».
1977. 25 янв. Марка «100 лет со дня рождения Седов Г.Я.»
2000. 24 февр. Пять марок серии «Полярные исследователи».
2003. 15 окт. Марка «100 лет со дня рождения полярника Кренкеля».

 

ЖИВОТНЫЙ МИР ПОЛЯРНЫХ ШИРОТ

1957. 26 март – 6 дек. Одна из марок серии «Фауна СССР».
1964. 29 мая – 18 июн. Одна из марок серии «100 лет Московскому зоопарку».
1978. 20 июл. 5 марок серии «Животный мир Антарктики».
1987. 25 март. 4 марки серии «Белые медведи».
1988. 22 дек. Одна из марок Стандартного выпуска.

 

С уважением, Михаил Владимирович Сачёв
+7 (912) 288-22-06, sachev@mail.ru, michail@sachev.ru

Разработка сайта – «Henry Pushel»